Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Период зрелости (от 20 до 50 лет) условно можно разделить на 2 этапа:
- ранней зрелости
- средней зрелости
На этапе ранней зрелости можно выделить 4 задачи человека:
- постановка главной цели деятельности и поиск способов ее реализации;
- переход из отношений эмоционального подчинения ребенок-взрослый к отношениям взрослый-взрослый, где каждый участник отношений несет ответственность за свою деятельность и жизнь в целом;
- приобретение опыта общения и выстраивания межличностных отношений, в том числе принятие себя, своих психических свойств и состояний;
- профессиональная реализация, которая проходит в 2 этапа: до 25 лет – эта выбор профессии и возможно частая смена работы, после 25 лет упрочнение карьеры, профессиональный рост.
В данной период развития происходит кризис 30 лет, который связан с противоречивостью развития, заставляет повернуться назад, что порождает иногда стресс и неудовлетворенность настоящей жизнью.
По мнению И.С. Кона, "никто не может реализовать себя полностью", и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность.
Кризис 30-ти лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит "переоценка ценностей" и "пересмотр собственной личности", то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут "сковывать" семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле "отпущенных человеку возможностей". Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность "к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям" не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
Необходимо отметить, что кризис взрослости, как 30-летний, так и 40-летий, по-разному протекает у мужчин и женщин.
Так, если для женщины очень значимыми ключевыми системами, определяющими решение ею жизненных задач, являются семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом. Появляется целая серия жизненных задач, которую психологи обычно называют задачами установления связей вне семьи. Именно в среде друзей и людей, близких по профессиональной (или иной) деятельности, он решает задачу определения границ своего Я - идентификацию в качественно новых, изменившихся условиях физиологического состояния и социально-психологического.
По мнению Фаррела и Розенберга для мужчин существуют 4 пути развития в зрелом возрасте:
- путь трансцендентно-генеративного мужчины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных целей.
- второй путь - это путь псевдоразвитого мужчины. Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик.
- мужчине, находящемуся в замешательстве, - третий путь - кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а с другой - его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
- четвертый путь развития - это путь обездоленного судьбой мужнины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с проблемами.
Для женщины же характерна заполнение какой-либо части ее жизни, так если до кризисного периода она отдавала предпочтение карьере, то в кризис появляется стремление к созданию семьи, рожденью детей, и, наоборот, при наличии семейного института, женщина стремится к профессиональному росту. В случае, если до кризиса женщина стремилась развиваться в обоих направлениях, то в период активного анализа и переоценки ценностей, чаще всего, женщина начинает задумываться о неполной реализованности в обеих сферах.
Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле. В одном из исследований женщин, проживающих на Среднем Западе США, было обнаружено, что они считают главными жизненными вехами три этапа семейного цикла (рождение ребенка, его уход из семьи, менопауза).
Также в проведенном исследовании Терри Аптер выделил четыре типа «женщин в середине жизни».
- Традиционные женщины, ранее определявшие себя через исполняемые ими семейные роли, сталкивались со сравнительно небольшими трудностями, начав ощущать себя зрелой женщиной, отвечающей за собственное будущее. Главными проблемами для них являлись сожаления о принятых в прошлом компромиссных решениях и о нереализованном потенциале.
- Женщины-инноваторы, выбравшие карьеру, начинали приходить к мнению, что «карабканье на вершину» предъявляет к ним чрезмерные требования, и переоценивали «работу, выполненную ими в карьерных целях», а также последствия, которые имели их усилия.
- Экспансивные женщины в среднем возрасте внесли значимые изменения в свою жизнь, пытаясь расширить ее горизонты. Некоторые из них возвращались в школу, другие меняли квалификацию, третьи превращали свои увлечения в профессии.
- Протестующие женщины, которые рано начали вести взрослый образ жизни, в период, когда, по сути, еще были подростками, и которые пытались теперь продлить средний возраст как можно дольше.
Что касается периода средней зрелости (30-55 лет), он характеризуется творческими, профессиональными потребностями, желанием эмоционально стабильного личного общения, передачи знаний ученикам, детям, внукам. Все чаще в данной период у людей наблюдается эмоциональное выгорание, что является особенностью данного периода (общая усталость, цинизм в профессии, чувство разочарования, низкая оценка себя как профессионала).
В рассматриваемом периоде существует этап кризиса (условно 40 лет), в котором также происходит оценка и анализ своей жизни, у многих появляется страх смерти, положительным выходом из данного кризиса является постановка новых профессиональных и творческих целей, выход за рамки предыдущих периодов.
На мой взгляд, помимо тех вопросов и проблем, которые возникают у людей в кризис 30-летия, а это профессиональная и семейная реализация, особенность кризиса 40 лет является такое явление, чувство, как «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Однако для преодоления данного стресса женщине необходимо понять, что данный этап является толчком к развитию другой части ее жизни, к развитию индивидуальных стремлений и желаний.
Таким образом, зрелость — один из самых важных, продуктивных период жизни, когда человек раскрывает свой потенциал, реализовывает себя в профессиональной, личной, творческой сферах, исполняет свое предназначение. Зрелость не только продолжение молодости, ее развитие, но и подготовка к другому этапу – старости, и чтобы она была счастливой, в период зрелости необходимо раскрыть свой потенциал.