Виды привязанности

Семейный психолог - бережно открываю счастье

+7 918 41-67-909

sklyarovayana

sklyarova.yana@gmail.com

Краснодар, шоссе Нефтяников, 63

Автор: Склярова Яна

   Большинство психологов в той или иной степени склоняются к тому, что способ построения взаимоотношений с другими людьми имеет прямую связь с нашим детством. Об этом говорят и последователи школы психоанализа и те, кто придерживается сценарной теории по Э.Берну и представители иных школ. Джон Боулби впервые ввел понятие привязанности как эмоциональной связи с другим человеком. Мне кажется, для каждого человека информация о типах эмоциональной привязанности очень важна и ее можно применять как для выстраивания отношений со своим ребенком, так и для анализа отношений со взрослыми.

   Важно отметить, что последователи Д. Боулби проводили исследования, которые  показали, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены тревогам и депрессии.

   Итак, Джон Боулби выделял 4 вида привязанности:

- безопасную

- избегающую

- амбивалетную (противоречащую)

- дезорганизованню

1. Особенности поведения эмоциональной сферы мамы или другого значимого человека при безопасной привязанности:

- чувствительна к проявлениям ребенка

- предсказуема в поведении

- позволяет ребенку выражать весь спектр эмоций и чувств

- поддерживает исследовательскую активность ребенка

- поддерживает и готова помочь при необходимости

   Особенности поведения ребенка:

- эмоционально открыт и жизнерадостен

- стремится к взаимодействию с матерью

- активно исследует окружающий мир

- умеет доверять эмоционально значимым взрослым

- проявляет высокую стрессоустойчивость в незнакомых ситуациях

2. особенности поведения мамы при избегающей привязанности:

- имеет сложность в регуляции своих чувств особенно негативных

- игнорирует сигналы дистресса и тревоги у ребенка (например, ребенок плачет, а она говорит: «Поплачешь и перестанешь»)

- подавляет проявление чувств ребенка

- допускает перестимуляцию (слишком много развивающих действий, картинок)

- чересчур требовательна

- поощряет самостоятельность и независимость ребенка

В свою очередь поведение ребенка:

- в крови превышен уровень гормона картизола – гормона стресса

- подавляет свои эмоции

- избегает близости во взаимодействии с матерью

- агрессивное поведение

- эмоциональная сдержанность, не просит помощи, сочувствия, когда больно, например

3. При амбивалетной (противоречащей) привязанности мама:

- демонстрирует неуверенное поведение во взаимодействии с ребенком

- эмоционально нестабильна в реакциях на ребенка

- часто озабочена своими чувствами

- чувствительна преимущественно к сильным сигналам ребенка

- ее забота о ребенке носит непоследовательный характер

Ребенок:

- плаксив и агрессивен

- расстраивается даже из-за небольших разлук с матерью

- сильно тревожится в отношении мамы

- много капризничает

- его поведение носит пассивно-познавательных характер

4. При дезорганизованной привязанности мама:

- агрессивно настроена на любое проявление ребенка в той степени, в которой можно установить психическое расстройство

   Ребенок, в свою очередь:

- не выражает привязанности к матери

- находится в тяжелом физическом и психоэмоциональном состоянии.

   Необходимо отметить, что я в своей работе постоянно использую теорию привязанности, особенно при работе с парами, так как некоторые затруднения, связанные со взаимодействием с другими людьми, уходят корнями именно во взаимоотношения с матерью или другим значимым человеком. Так как именно в детстве формируется определенный образ поведения человека. Нужно сказать, что такой стереотип поведения, если он связан именно с привязанностью, фактически невозможно изменить, однако существует методы и способы помогающие научиться людям взаимодействовать с окружающими по-другому.

   Но в этой статье я все-таки хочу донести важность установления безопасной привязанности между матерью и ребенком, поэтому дифференцировала признаки. Так как осознание своего поведения с ребенком первый шаг к его изменению. Но и конечно анализ своих взаимоотношений с родителями на основании теории привязанности может вам помочь лучше понять себя уже во взрослой жизни.


Поделитесь ссылкой в социальных сетях


ОтменитьДобавить комментарий

Адрес:

Я рада Вас видеть
в своём офисе по адресу:

Психолог Яна Склярова

350000, Краснодар

шоссе Нефтяников, 63,
оф 330 (2 этаж)

Россия

Контакты:

+7 918 41-67-909

sklyarovayana

sklyarova.yana@gmail.com

Записаться:

Карта проезда