Большинство психологов в той или иной степени склоняются к тому, что способ построения взаимоотношений с другими людьми имеет прямую связь с нашим детством. Об этом говорят и последователи школы психоанализа и те, кто придерживается сценарной теории по Э.Берну и представители иных школ. Джон Боулби впервые ввел понятие привязанности как эмоциональной связи с другим человеком. Мне кажется, для каждого человека информация о типах эмоциональной привязанности очень важна и ее можно применять как для выстраивания отношений со своим ребенком, так и для анализа отношений со взрослыми.
Важно отметить, что последователи Д. Боулби проводили исследования, которые показали, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены тревогам и депрессии.
Итак, Джон Боулби выделял 4 вида привязанности:
- безопасную
- избегающую
- амбивалетную (противоречащую)
- дезорганизованню
1. Особенности поведения эмоциональной сферы мамы или другого значимого человека при безопасной привязанности:
- чувствительна к проявлениям ребенка
- предсказуема в поведении
- позволяет ребенку выражать весь спектр эмоций и чувств
- поддерживает исследовательскую активность ребенка
- поддерживает и готова помочь при необходимости
Особенности поведения ребенка:
- эмоционально открыт и жизнерадостен
- стремится к взаимодействию с матерью
- активно исследует окружающий мир
- умеет доверять эмоционально значимым взрослым
- проявляет высокую стрессоустойчивость в незнакомых ситуациях
2. особенности поведения мамы при избегающей привязанности:
- имеет сложность в регуляции своих чувств особенно негативных
- игнорирует сигналы дистресса и тревоги у ребенка (например, ребенок плачет, а она говорит: «Поплачешь и перестанешь»)
- подавляет проявление чувств ребенка
- допускает перестимуляцию (слишком много развивающих действий, картинок)
- чересчур требовательна
- поощряет самостоятельность и независимость ребенка
В свою очередь поведение ребенка:
- в крови превышен уровень гормона картизола – гормона стресса
- подавляет свои эмоции
- избегает близости во взаимодействии с матерью
- агрессивное поведение
- эмоциональная сдержанность, не просит помощи, сочувствия, когда больно, например
3. При амбивалетной (противоречащей) привязанности мама:
- демонстрирует неуверенное поведение во взаимодействии с ребенком
- эмоционально нестабильна в реакциях на ребенка
- часто озабочена своими чувствами
- чувствительна преимущественно к сильным сигналам ребенка
- ее забота о ребенке носит непоследовательный характер
Ребенок:
- плаксив и агрессивен
- расстраивается даже из-за небольших разлук с матерью
- сильно тревожится в отношении мамы
- много капризничает
- его поведение носит пассивно-познавательных характер
4. При дезорганизованной привязанности мама:
- агрессивно настроена на любое проявление ребенка в той степени, в которой можно установить психическое расстройство
Ребенок, в свою очередь:
- не выражает привязанности к матери
- находится в тяжелом физическом и психоэмоциональном состоянии.
Необходимо отметить, что я в своей работе постоянно использую теорию привязанности, особенно при работе с парами, так как некоторые затруднения, связанные со взаимодействием с другими людьми, уходят корнями именно во взаимоотношения с матерью или другим значимым человеком. Так как именно в детстве формируется определенный образ поведения человека. Нужно сказать, что такой стереотип поведения, если он связан именно с привязанностью, фактически невозможно изменить, однако существует методы и способы помогающие научиться людям взаимодействовать с окружающими по-другому.
Но в этой статье я все-таки хочу донести важность установления безопасной привязанности между матерью и ребенком, поэтому дифференцировала признаки. Так как осознание своего поведения с ребенком первый шаг к его изменению. Но и конечно анализ своих взаимоотношений с родителями на основании теории привязанности может вам помочь лучше понять себя уже во взрослой жизни.